Главная – Бестселлеры – Анализ коренных причин (АКП)
Для чего и для кого методика АКП
АКП разрабатывают организации, стремящихся улучшить свои процессы и устранить коренные причины проблем, будь то качество, экология, ОТиПБ, информационная безопасность или антикоррупция. Он особенно полезен для всех, кто сталкивается с необходимостью предотвращения повторных проблем или инцидентов (не важно производственных линия, IT офис, процессы закупок или продаж, добыча или переработка полезных ископаемых). АКП помогает не только выявить ошибки (промахи в барьерах управления, первопричины, способствующие причины, непосредственные причины или инициирующие причины), но и разработать устойчивые решения для улучшения работы устранив весь перечень перечисленных причин если это экономически целесообразно или требуется законодательство или соображениями имиджа и сохранения жизни людей (в случаях ОТиПБ или в когда качество как в аэро-космосе напрямую влияют на жизни людей).
Какие преимущества дает методика АКП
и обучение на курсе?
* процессов и услуг, если методика применяется в СМК на базе ISO 9001 и снижение числа инцидентов и происшествий, для охраны труда ISO 45001, экологии ISO 14001, информационной безопасности ISO 27001, уменьшение случаев коррупции, для системы менеджмента на базе стандарта ISO 37001 и т.д.
** для охраны труда это дополнительная синергия изменения культуры безопасности на производстве совместно с такими инструментами как ПАБ, Оценка культуры безопасности и Лидерство
Анализ корневых причин происшествий
Отсутствие АКП как рутинного инструмента работы с несоответствиями и происшествиями, приводит к проблемам в области качества, экологии, безопасности продукции/услуг и безопасности труда. Это ведет к сохранению механизмов, генерирующих неблагоприятные события, и к их повторению!
Благодаря обучению методикам вы:
⦁ Сможете находить механизмы (корневые причины), генерирующие неблагоприятные события
⦁ Сумеете разработать корректирующие действия/мероприятия для устранения/минимизации риска появления нежелательных событий, связанных с этими причинами
⦁ Сможете найти системные ошибки (корневые причины), недоработки, пробелы
⦁ Устранить их, тем самым привести систему к работоспособному состоянию
На наших курсах вы также:
⦁ Сможете разработать облегченную версию АКП для анализа несоответствий
⦁ Познакомитесь с лучшими практиками анализа корневых причин происшествий авиационной, атомной, металлургической и нефтегазовой отрасли
⦁ Познакомитесь с методами поиска корневых причин из международного стандарта IEC 62740:2014, аккумулирующего лучшие практики АКП
⦁ Сможете выбрать те методы, которые наиболее подходят к специфики деятельности вашей организации.
Разработка процедуры АКП
Процедура должна служить инструментом проведения анализа несоответствий и происшествий, последовательное применение которого позволит:
• выявлять посредством изучения причинно-следственных связей событий, приведших к несоответствию / происшествию, механизмы отказов систем управления
• вырабатывать мероприятия, которые бы приводили к разрушению причинно-следственной связи и невозможности повторения несоответствия / происшествия
Разработка учебных курсов
Ключевыми элементами курса являются кейсы, подготовленные на базе полного комплекта доступных материалов расследования несоответствия или происшествия, случившегося в прошлом. Кейсы должны покрывать весь набор действий при проведении АКП
Курс предназначен для участников АКП, которые будут вести АКП, а также для руководителей и специалистов таких функций как: производство, технология, поддержание инфраструктуры, обеспечение энергоресурсами, метрология, качество, охрана окружающей среды и т. п.
Обучение проводится в виде деловой игры – соревнования групп участников, последовательно проходящих все этапы АКП (Фиксация обстоятельств несоответствия / происшествия, Планирование сбора данных, Сбор данных, Анализ данных, определение корневых причин, Валидация результатов АКП, Проведение корректирующих действий)
Ведение учебных курсов по АКП
Ведение учебных семинаров по АКП
Тренинг для фасилитаторов и потенциальных участников АКП
Результат:
Фасилитаторы и члены команд, подготовленные к АКП
Для чего?
Чтобы быть способными руководить АКП и эффективно в нем участвовать
Разработка и внедрение процедур анализа несоответствий
Процедура должна определять правила проведения анализа корневых причин несоответствий и этапы процесса АКП.
В процедуре должны быть приведены описания методов (техник) АКП, рекомендуемых для применения при анализе несоответствий и рекомендации по применению каждого метода.
Процедура должна определять признаки для выбора надлежащего метода АКП при анализе причин конкретного несоответствия.
Цели внедрения АКП считаются достигнутыми, когда получены свидетельства, тому, что
⦁ истинные причины несоответствий устанавливаются
⦁ по ним разрабатываются и реализуются корректирующие мероприятия, позволяющие исключить или снизить до потенциально достижимого низкого уровня вероятность повторения несоответствий конкретных видов или исключить их вовсе
Задачи методики и тренинга по АКП
⦁ Изучение механизмов и техник анализа коренных причин (а так же всего многообразия причин приведших к нежелательному событию: инциденту, происшествию, браку и т.п.);
⦁ Обучение выявлению первопричин проблем или инцидентов;
⦁ Разработка корректирующих и профилактических мероприятий для предотвращения повторных проблем;
⦁ Внедрение устойчивых улучшений в производственные и управленческие процессы;
⦁ Формирование навыков системного мышления и анализа данных;
⦁ Понимание последовательности анализа и поиска коренных причин с использованием различных методик с пониманием их применимости на разных этапах.
Какие компетенции развивает тренинг по АКП?
Глубокий анализ инцидентов и проблем:
Участники учатся разбираться в причинах происшествий и находить пути их решения.
Навыки использования различных инструментов анализа:
Методы включают метод “5 почему”, модель “Швейцарский сыр”, “галстук-бабочка” и другие. Эти инструменты помогают выявлять корневые причины проблем и находить эффективные решения.
Получение объективных данных:
Участники научатся собирать и анализировать данные, чтобы сделать выводы о происхождении инцидента и найти способы его предотвращения.
Разработка и внедрение корректирующих действий:
Умение разрабатывать и реализовывать меры, направленные на улучшение процессов и систем управления, основанные на результатах анализа.
Командная работа и поиск решений:
Тренинг способствует развитию навыков сотрудничества и совместного поиска решений, что особенно важно для эффективного функционирования команды.
Профессиональная компетенция в управлении процессами и системами менеджмента:
Участники повышают свою квалификацию в области управления качеством, экологией, охраной труда и другими системами менеджмента.
Понимание влияния человеческого фактора:
Участники осознают значимость человеческого фактора в возникновении инцидентов и изучают подходы к минимизации его негативного воздействия.
Программа курса, его длительность, форма
- Введение в анализ коренных причин.
- Обзор категорий причин происшествий.
- Основные методики АКП: Основы анализа коренных причин. Обзор типового стандарта по АКП или документа компании.
- Практические кейсы и разбор реальных ситуаций. Групповые упражнения: работа группы АКП над анализом происшествия Инструменты для сбора и анализа данных.
- Разработка корректирующих и профилактических мероприятий.
- Итоговое тестирование.
Практическая часть: проведение анализа коренных причин и внедрение решений.
Длительность курса: 3-5 дней, в зависимости от:
- уровня подготовки участников и их опыта;
- требований конкретной компании (в т.ч. наличия собственной процедуры АКП);
- объёма и необходимости практических занятий (практические занятия могут занимать более 75% продолжительности тренинга);
- статуса обучающегося (уровня руководителя).
Тренинг может проводиться очно и он-лайн. Форма проведения зависит от разных факторов:
- разбросанности участников обучения территориально (например, сотрудники одного холдинга в разных городах);
- уровня подготовки слушателей (на начальном этапе рекомендуется очное обучение с практическими выходами на площадку)
Наша компания имеет лицензию на образовательные услуги.
Участникам, присутствовавшим на семинаре 90% и более рабочего времени и успешно прошедшим итоговое тестирование, возможна выдача как сертификата об успешном окончании курса, так и удостоверения о повышении квалификации с внесением в базу ФРДО.
Резюме о пользе методологии АКП и
обучении сотрудников методологии АКП
АКП — это мощный инструмент для любой компании, которая стремится:
- предотвратить повторные ошибки, повысить качество продукции и услуг и оптимизировать внутренние процессы;
- снизить число инцидентов (в охране труда, экологии, информационной безопасности) и повысить имидж и привлекательность компании;
- устранить потери вызванные повторением происшествий и инцидентов из-за не качественного определения причин.
Обучение АКП позволяет сотрудникам глубже понимать процессы, быстро выявлять и устранять первопричины проблем. Внедрение АКП улучшает эффективность работы и способствует устойчивому развитию компании во всех сферах.
Отсутствие АКП как рутинного инструмента работы с несоответствиями и происшествиями, приводит к проблемам и ведет к сохранению механизмов, генерирующих неблагоприятные события, и к их повторению!
ТОП 10 неоспоримых плюсов внедрения методики АКП
АКП позволяет глубже понять суть проблемы и устранить ее коренные причины, что предотвращает их повторное появление и несёт значительный экономический эффект.
За счет системного анализа и устранения дефектов или сбоев, АКП улучшает общую стабильность и качество.
Благодаря устранению первопричин инцидентов, методика АКП значительно снижает вероятность повторных сбоев или аварий, а так же потерю человеческих жизней.
Устранение повторяющихся проблем позволяет:
- Сократить затраты на исправление ошибок, что ведет к снижению общих операционных затрат (на равне с методами Бережливого производства).
- Сократить на затраты на страховые выплаты или компенсацию причинённого ущерба (сотруднику, окружающей среде и т.п.).
- Сократить потери от коррупционных действий.
- Сократить потери от IT инцидентов связанных с утечкой данных или даже временной остановки автоматизированных процессов компании.
Когда устранены причины проблем, сотрудники могут работать более эффективно, не отвлекаясь на исправление ошибок и чувствуя себя в безопасности.
АКП способствует формированию культуры в организации, где каждый сотрудник вовлечен в процесс выявления и устранения проблем (основной принцип всех систем менеджмента на базе стандартов ISO).
АКП помогает выявлять слабые места в процессах и внедрять улучшения, что повышает общую производительность, безопасность на рабочем месте или экологическую безопасность.
Процесс АКП требует взаимодействия различных подразделений, что улучшает коммуникацию и синергию в коллективе.
Методика АКП соответствует требованиям стандартов ISO и других международных норм, что делает компанию более конкурентоспособной на рынке.
Устранение системных проблем и повышение качества продукции или услуг, повышение культуры безопасности и экологической культуры, а так же снижение коррупционных рисков способствует удовлетворенности клиентов и укрепляет доверие партнеров.
С нашей помощью вы также:
- сможете разработать облегченную версию АКП для анализа несоответствий;
- познакомитесь с лучшими практиками (методы АКП) авиационной, атомной, металлургической и нефтегазовой отрасли;
- познакомитесь с методами поиска корневых причин из международного стандарта IEC 62740:2014, аккумулирующего лучшие практики АКП;
- сможете выбрать решения, которые работают и наиболее подходят к специфики деятельности вашей организации
Работа с консультантами позволит избежать ошибок внедрения и существенно ускорит процесс трансформации культуры и подхода к анализу причин. Прохождение Курса позволит провести поиск причин происшествия более углубленно и всесторонне, чем при расследовании только согласно требований законодательства РФ. Покажет все системные пробои и пробелы в документации, процессах и организационном управлении.