Повышение эффективности ремонтных подразделений – «Необходимое зло» или Ключевой элемент?
Павел Андреевич Воробьев
- Инженер-механик, Экономист
- Опыт работы на опасных производственных объектах Крайнего Севера с 2009 года.
- Начинал с должности оператора технологических установок.
- Занимался развитием функции ТОиР на всех газоперерабатывающих комплексах Западной Сибири в должности руководителя проекта внедрения.
- Лучший рационализатор Западной Сибири по направлению «Механика»
- Опыт в разработке методического материала для обучения руководителей: «Линейный обход», «Обратная связь», «Беседа по эффективности».
Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) — методология поддержания и восстановления работоспособности оборудования при его использовании, транспортировке и хранении. Если не применять ТОиР, то увеличивается частота и длительность простоев, срок службы оборудования сокращается, в результате снижается прибыльность компании.
К ТОиР относятся все связанные с процессами технического обслуживания механические и программные инструменты, техническую документацию и связанную с закупкой запчастей логистику.
В прошлом, техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) рассматривались многими как «необходимое зло», действия, которые стоят денег, но не дают ничего взамен. Двадцать или даже более лет назад на предприятиях полного цикла ремонтники входили в число сотрудников с самой низкой заработной платой, даже несмотря на то, что их работа требовала наибольших технических навыков, знаний и специальной подготовки.
К счастью, мнение об этом изменилось.
На современных предприятиях ТОиР признается ключевым элементом производственного процесса, целями которого являются:
1) Минимизировать затраты
2) Увеличить время безотказной работы оборудования
3) Увеличить производительность
4) Работать с потерями. Потери часто являются следствием неудовлетворительного планирования, отказа от рассмотрения новых концепций ведения работ и/или неспособности уделять внимание деталям
5) Развить диагностическое и профилактическое техническое обслуживание
6) Внедрить принципы успешных заводов
7) Создать программы обучения для ремонтного персонала
8) Консультировать специалистов 24/7
Системный подход к техническому обслуживанию и ремонту начал формироваться параллельно с развитием промышленности.
Изначально ремонты осуществлялись по мере необходимости и поломки оборудования, но чем масштабнее использовалось однотипное оборудование, тем больше можно было собрать данных об отказах. Это позволило привести к системе обслуживание — появились рекомендации по периодичности ремонтных работ.
Часто упускаемое из виду преимущество высококачественного технического обслуживания — нематериальное: это, если хотите, изменившееся в лучшую сторону отношение к делу, и как результат — повышение производительности. Ничто так быстро не истощает рабочий дух, как работа на оборудовании, находящемся в неудовлетворительном техническом состоянии. Кроме того, оборудование в неудовлетворительном состоянии часто бывает небезопасным.
Основные проблемы в области технического обслуживания и ремонта оборудования на сегодняшний день следующие:
- Система мотивации в области ОТ и ПБ – отсутствует
- Инструментальная оснащенность
- Отсутствие программ передачи опыта
- Компетенции ремонтного персонала
- КПЭ ремонтной службы составлены без учета производственных контрактов предприятия
- Чистое время ремонта на уровне 15% – 20%
- Отсутствие программы развития ремонтного подразделения
- Отсутствие качественного планирования (еженедельный, ежедневный формат)
- Недоверие руководству
- Отсутствие обучающих классов (для тренировок)
- Отсутствие учета наработки оборудования
- Ремонтная документация – не ведется (не заполняется)
- Отсутствие анализа ремонтов ППР + ОР
Оборудование в хорошем состоянии будет способствовать положительному настрою сотрудников, они будут выполнять больший объем работ более высокого качества.
Из чего, как правило, состоит проект по повышению эффективности ремонтных подразделений:
Преддиагностика
+
Техническая диагностика
+
Культурная диагностика
=
Отчет по итогам диагностики – текущее состояние системы ТОиР, проблемы, зоны для развития, рекомендации, фотографии (как есть), состояние оборудования (проблемы с обслуживанием), состояние ремонтной документации, оценка ежедневного/ еженедельного, месячного / годового планирования.
Преддиагностика: Подготовка к основному этапу «Диагностика». Удаленная работа с заказчиком. Сбор общей информации о подразделении/производственной площадке.
Техническая диагностика(аудит): Проведение аудита и, по запросу, подробное изучение узкого(их) мест(а) – проведение фотографии рабочего дня: проверка качества планирования и выполнения ТОиР, работа основных документов в % выражении, оценка надежности оборудования, заполнение ремонтной документации, наличие коэффициентов эффективности ремонтной службы, проведение интервью с ремонтниками (анонимное), оценка компетенций ремонтного персонала, информационное обеспечение ремонтной службы, разграничение ответственности за технически исправное состояние;
Культурная диагностика: (указывает на основные проблемы в коллективах – взаимоотношения между коллегами/руководителями), есть несколько мероприятий: Зеркальные сессии – руководители прочитают цитатами – что о них говорят рабочий коллектив, Взгляд изнутри – отчет для ТОП-менеджера (руководителя площадки). Эта диагностика покажет насколько люди готовы к улучшениям и нововведениям, и стоит ли их внедрять сейчас;
ВАЖНО! По итогам утверждения отчета (после технической диагностики) должен формироваться план-график мероприятий совместно со специалистами предприятия/подразделения. А после проведения культурной диагностики формируется план организационных улучшений с обязательным оформлением личных обещаний руководителей (во внутренних СМИ компании).
Внедрение: Непосредственно внедрение всех новшеств, инструментов, мероприятий и практик. Закрепление наставников за руководителями, проведение наставнических встреч, координационных комитетов. Под инструментами понимаем (доски визуализации и КПЭ, стенды проблем, благодарностей, внедрение управленческих практик: выход в производство (линейный обход), обратная связь, эффективное совещание и пр.
- Разработка и внедрение стендов эффективности для проведения бесед по эффективности. Конкретное описание благодарностей, проблем, КПЭ участка. Единые правила проведения бесед. Точечная работа с проблемами и последующая эскалация проблем на уровень выше (единые правила).
Рис. 1. Стенд эффективности
- Работа с ремонтной документацией, начиная от восстановления, заканчивая корректировками в паспортах и эксплуатационных журналах. Помощь в оформлении заявок на экспертизу.
Рис. 2. Ремонтная документация
- Внедрение недельного планирования. Разработка и внедрение КПЭ недельного планирования. Отслеживание плановых и внеплановых работ. Выстраивание диалога со службой эксплуатации. Проведение общих планерок. Оценка качества подготовки оборудования к ремонту и оценка качества проведенного ремонта. Заполнение ремонтной документации по итогам ремонта. Разработка правил и процедуры планирования. Помощь в анализе ремонтов.
Рис. 3. Стенд недельного планирования
- Оценка инструментальной оснащенности ремонтных участков. Оформление учебных классов. Разработка тем по повышению компетенций ремонтного персонала. Оценка и самооценка ремонтных компетенций. Организация соревнований формата – лучший по профессии.
Рис. 4. Ремонтный участок
- Внедрение понятия «Визуальное управление эффективностью». Работа с оборудованием по определению уровня критичности. Внедрение процесса вибродиагностики на предприятии. Описание процесса и формирование документа по основным понятиям вибрации. Формирование отдела надежности.
Рис. 5. Оборудование по определению уровня критичности
- Анализ рабочего дня слесарей-ремонтников/сравнение с лучшей мировой практикой. Разработка мероприятий для сокращения «прямых потерь». Внедрение КПЭ по чистому времени ремонта. Съемка и монтаж обучающих роликов/фильмов: центровка / балансировка /ремонт подшипников скольжения.
Рис. 6. Сравнение анализа рабочего дня слесарей по ремонту с лучшей мировой практикой
С чего мы бы рекомендовали начать?
- Начать диагностику с фотографии рабочего дня. По результатам фотографии мы будем понимать степень загрузки ремонтного персонала и понимать какими компетенциями обладает ремонтный персонал в плане организации (планирования) и проведения ремонтных работ;
- Оценка/самооценка компетенций ремонтного персонала;
- Оценка договорных обязательств подрядных организаций, в том числе проведение фотографии рабочего дня и у подрядчиков;
- Работа с ремонтной документацией (корректность/полнота/системность заполняемых данных);
- Обучение руководителей правилам «Выхода в производство» (линейный обход) – работа с чек-листами;
- Внедрение системы наставничества в плане организации системы ТОиР;
- Проведение обучающих ремонтов любой сложности (насосно-компрессорное оборудование);
- Работа с ОТ и ПБ на всех этапах, проведение ПАБ, разработка программы мотивации ремонтного персонала в ОТ и ПБ.
Обратите внимание на область ТОиР в вашей компании и обратитесь за помощью, при необходимости – если у вас есть проблемы хотя бы с одним из этих составляющих ТОиР:
Рис. 7. Составляющие ТОиР
Чему можно научиться и чего достичь, реализуя проект по внедрению ТОиР?
- Осознанно говорить о проблемах, обсуждать проблемы, находить решения, эскалировать проблемы на уровень выше;
- Планировать работы ежедневно/еженедельно/ежемесячно. Сформулировать КПЭ по планированию;
- Работать с показателями и замерять показатели вибрации на динамическом оборудовании;
- Работать с ремонтной документацией, организовать сдачу технических ежемесячных отчетов по наработке, автоматизировать это процесс;
- Повысить уровень применения управленческих практик: линейный обход (выход в производство), обратная связь, планирование и т.д.
- Вспомнить, как эффективно благодарить руководителей и подчиненных;
- Выстроить систему наставничества и передачи опыта.
Заключение
За последние 20-30 лет подход к техническому обслуживанию и ремонту оборудования изменился в корне. От аварийного мы пришли к превентивному обслуживанию с минимумом ремонтных воздействий, с максимумом предупредительных. Оптимизация ТОиР на сегодня требует осознания проблем и поиска решений, регулярного планирования и замеров показателей, системного подхода, развития управленческих практик, работы с ремонтной документацией. И важно помнить ключевой момент: «Человека ничему нельзя научить насильно, нужно только помочь ему открыть это в нем самом».
“Возникли вопросы? Вы можете получить бесплатную консультацию у наших экспертов. Свяжитесь с нами по указанным контактам в шапке страницы или заполните форму обратной связи, и мы сами с Вами свяжемся!”