Деловые коммуникации
Анна Гончарова
Директор по развитию Профконсалт ИСМ
Переговоры сопровождают нас в большинстве профессиональных и личных ситуаций. От того, насколько грамотно, психологически верно они выстроены, зависит и наш успех, и успех нашей организации.
Деловая коммуникация, или деловое общение, — это обмен информацией между людьми или коллективами для решения задач, достижения целей или оптимизации процессов в компании.
Деловая коммуникация не всегда серьёзна и жёстко регламентирована. Деловым считается любой вид общения, который происходит в рабочем пространстве либо преследует рабочие цели.
Виды деловых коммуникаций
Деловая коммуникация преследует самые разнообразные цели: от передачи информации, до постановки задач, установления контакта и привлечение к сотрудничеству. Умение вести диалог в деловой среде – это неотъемлемый инструмент ведения бизнеса.
Любое общение на работе — это деловая коммуникация. Она может быть разных видов:
- устная и письменная
- вербальная и невербальная
- онлайн и офлайн
- личная и публичная
Деловые коммуникации помогают руководителям и сотрудникам лучше понимать задачи и требования. Это является важным фактором для выполнения работы с должным качеством и в установленные сроки. Эффективная коммуникация обеспечивает прозрачность, позволяет устранить производственные проблемы и снизить риски.
Коммуникации помогают устанавливать контакт с клиентами и партнерами, совершать продажи, получать обратную связь. Всё это что улучшает качество продуктов и услуг и влияет на увеличение прибыли.
Сотрудник может предложить решение задачи руководителю, а тот в ответ покачает головой и попросит поискать ещё варианты. Просьба руководителя — это тоже коммуникация. Невербальная. Его жест головой —сигнал, по которому сотрудник понимает, что его предложение не подходит. Коллеги могут обсуждать задачи на встречах или в переписке, один на один или коллективно, в чатах, в почте, на онлайн встречах. Всё это ― формы деловой коммуникации.
Общие правила деловых коммуникаций
Зачастую деловую коммуникацию понимают как общение. Но от привычного общения она отличается тем, что собеседникам нужно достигнуть определенного результата. И чем она эффективнее выстроена, тем лучший результат можно получить по итогу.
С помощью коммуникации можно:
- получить информацию
- выстроить общение
- взаимодействовать
- принимать решение
- управлять процессами
Деловая коммуникация – это не просто общение, это не разговор о том, как вы провели выходные. Цель деловой коммуникации – решение рабочих вопросов, обмен информацией, принятие решений, управление персоналом и процессами.
Любые деловые коммуникации с определенной целью – это переговоры
Хотя вся жизнь и состоит из сплошных переговоров, вести их эффективно мало кто умеет. Так что же это такое – переговоры? Из чего они состоят? Какие правила подготовки проведения переговоров нужно знать?
Деловые переговоры можно классифицировать на:
а) переговоры по определенному поводу. Например, в связи с установлением партнерского соглашения
б) переговоры при определенных обстоятельствах. Например, у клиента возникло недовольство одним из этапов работ.
в) переговоры с определенной целью. Например, для обсуждения деталей контракта.
г) переговоры по определенным рабочим вопросам.
В основном при проведении деловых переговоров партнеры либо находятся на равных, т. е. испытывают друг к другу обоюдный интерес, либо один из участников находится в роли нуждающегося «просителя», которому необходимо склонить другого на свою сторону. В процессе переговоров обычно стремятся добиться взаимной договоренности по определенному вопросу, где, как правило, сталкиваются интересы, а также достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из‑за противоречия интересов, не разрушая при этом отношения.
На этот счет существует отличный инструмент, который называется «6 – шаговая система обработки возражений».
«6 – шаговая система обработки возражений»
Первоначально Вам важно:
- Выяснить, чем вызвано возражение, в чем его суть
- Использовать возражения для того, чтобы выяснить истинные интересы, мотивы и потребности
- Узнать, что именно мешает ему принять решение.
- Рассматривать возражения партнера по переговорам как запрос на дополнительную информацию или ее изменение, или как сигнал о необходимости изменения типа взаимодействия (поведения) с ним
После того, как вы выясните и поймете суть возражения, вам легко будет понять, серьезное это возражение или возможно его развеять одним аргументом.
«несерьезные» возражения – когда у собеседника неуверенный тон, отсутствие аргументов, чаще защитная форма поведения. Выясняются с помощью уточняющего вопроса.
«серьезные», фундаментальные – когда собеседник говорит уверенно, аргументируя свою позицию; обрабатываются по принципу психологической техники 6-шаговой техники обработки возражений».
1шаг. Выслушивайте возражения. Если их несколько, то ранжируйте и отвечайте на каждое в отдельности
2шаг. Попросите более подробно изложить возражение. «расскажите поподробнее, пожалуйста»; «что Вы имеете в виду?»; «что конкретно Вы хотите сказать?»
3шаг.Побудите собеседника к рассуждению, задавайте вопросы, отвечая на которые сам человек справится со своим возражением, помогайте рассуждать, а не убеждайте.
4шаг. Поддержите уважение к его мнению, а затем еще раз сформулируйте вывод третьего шага. Ответьте на возражение, сначала вернувшись к его доводам. Улыбка, эмоциональное присоединение к партнеру: «Да, действительно…, но, согласитесь…;
5шаг. Подтвердите ответ, убедитесь, что Вас услышали, и с Вами согласны.
– теперь мы это полностью решили, не так ли?
– это именно тот ответ, который Вам требуется, не так ли?
– это убедило Вас?
6шаг. Немедленно переключите внимание партнера к следующему позитивному шагу, направленному на договоренность. Инициативу предлагаете Вы: «Кстати, …»
Дополнительные правила к технике и методы аргументирования, подробное раскрытие темы деловых переговоров, механики и инструменты – мы даем на наших курсах «Эффективные переговоры» и «Эмоциональная устойчивость. Уверенность и защита от манипуляций».
Подготовка переговоров
К любым переговорам вне зависимости от степени их важности лично для вас или для организации, которую вы представляете, необходимо тщательно готовиться и от того, насколько хорошо вы подготовитесь, будет зависеть успех самих переговоров.
В процессе подготовки переговоров важно:
1) четко определить цель и пределы переговоров;
2) получить как можно больше информации о партнере, о членах делегации, в особенности о ее главе (должность, полномочия, семейное положение, интересы, пристрастия, сильные и слабые стороны, биография и т. д.);
3) согласованно выбрать место и время встречи;
4) четко представлять себе предмет переговоров и обсуждаемую проблему.
И важно помнить, что любая коммуникация может привести к конфликту.
Конфликты в деловой среде
В деловой коммуникации могут возникать различные проблемы, включая недостаток информации, понимание противоречий, неэффективность коммуникации и низкую мотивацию сотрудников. Проблемы связаны с отношениями или языковыми барьерами, а также с культурными различиями, которые могут затруднять взаимопонимание между людьми.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов позиций, мнений или взглядов двух или более людей; это борьба за определенный статус, власть, ресурсы, – в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Конфликт возникает в результате трех факторов:
- противоречие, или существенное различие между ценностями, интересами, целями, мотивами, ролями участников ситуации
- негативные эмоции и чувства по отношению к друг другу
- противодействие, противоборство, стремление нанести ущерб противнику
Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разными:
· Искажение информации
· Потеря информации.
· Не внятная, монотонная, длительная речь. Большое количество информации, без выделения главного
· Использование непонятных или неоднозначно понимаемых терминов
· Добавление информации
· Двойные сигналы
· Неисполнительность, отрицательная репутация
· Нарушение дистанции в общении
· Проявление невнимания, высокомерия, подчеркивание разногласий, категоричность, агрессивность
· Желание отстоять свою точку зрения и интересы в ущерб интересам других
· Расхождение личностных позиций
· Отсутствие мотива или возможностей для изменения позиции
Сегодня компромисс — наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов в деловой среде. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в следующем:
- заявить, что конфликт невыгоден обоим конфликтующим;
- предложить конфликт прекратить;
- признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте (они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит);
- сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных вещах;
- высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента (они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте);
- спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их;
- если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.
Для разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным можно посоветовать следующее:
1. Руководителю необходимо заинтересовать подчиненного в том решении конфликта, которое он предполагает. Изменить мотивацию поведения подчиненного можно различными способами — от разъяснения неправильности его позиции до предложения определенных уступок, если руководитель в чем-то неправ.
2. Аргументируйте свои требования в конфликте. Настойчивость в требованиях к подчиненному целесообразно подкрепить убедительностью доводов и правовыми нормами.
3. Умейте слушать подчиненного в конфликте. Руководитель иногда принимает неверное решение из-за отсутствия необходимой информации. Ее мог бы дать подчиненный, однако руководитель не удосуживается выслушать его, а это затрудняет разрешение конфликта.
4. Вникайте в заботы подчиненного. Многие конфликты «по вертикали» возникают из-за неупорядоченности деятельности подчиненного, восприятия им нагрузки как чрезмерной. Более разумное отношение начальника к интересам подчиненного, иногда даже демонстрация того, что его проблемы небезразличны для руководства, делает подчиненного сговорчивее, менее конфликтным и компромиссным.
5. Без особой нужды не идите на эскалацию конфликта с подчиненным. После обострения конфликта его сложно разрешать, так как ухудшаются межличностные отношения, растет уровень негативных эмоций, снижается степень правоты оппонентов в результате взаимной грубости.
6. Повышение голоса в конфликтном диалоге с подчиненным — не лучший аргумент. Как показывают исследования, в 30 % конфликтов с подчиненными руководители допускают грубость, срываются на крик и т.п. Грубость является признаком того, что руководитель не владеет ситуацией и собой. Слово — вот основное средство воздействия на подчиненного и использовать его нужно для разрешения конфликта, а не его обострения.
7. Переход с «Вы» на «ты» является фактическим унижением подчиненного. Это дает ему моральное право ответить тем же. При разрешении конфликта важно соблюдать служебную дистанцию по отношению к подчиненному, обращаться к нему на «Вы».
8. Если руководитель прав, то ему целесообразно действовать спокойно, опираясь на должностной статус. Спокойствие руководителя, его уверенность в себе усиливают в глазах подчиненного справедливость требований начальника.
9. Используйте поддержку вышестоящего руководства и общественности. Это необходимо в ситуации неуступчивости подчиненного и правоты руководителя. Важно, чтобы поддержка была направлена не на усиление давления на подчиненного, а на разрешение противоречия.
10. Не злоупотребляйте возможностями должностного положения. Должностное положение — солидное преимущество в конфликте с подчиненным. Неопытные руководители для разрешения конфликта в свою пользу используют такие способы воздействия на оппонента, как увеличение его рабочей нагрузки, создание ему неудобств, сложностей, применение дисциплинарных санкций и т.п. Такие действия озлобляют подчиненного, делают его неуступчивым, затрудняют разрешение конфликта.
11. Не затягивайте конфликт с подчиненным. Помимо потери рабочего времени длительные конфликты чреваты взаимными обидами и, как следствие, потерей преимуществ правого в конфликте. С увеличением длительности конфликта возрастает вероятность победы подчиненного и уменьшается такая вероятность для руководителя.
12. Не бойтесь идти на компромисс. Особенно в тех случаях, когда у руководителя нет уверенности в своей правоте.
13. Если вы неправы в конфликте, то лучше не затягивать и уступить подчиненному. Необходимо найти мужество признаться в этом самому себе, а при необходимости — извиниться перед подчиненным. Сделать это желательно один на один, указав подчиненному, что он также допустил просчеты (что обычно и бывает).
14. Помните, что конфликтный руководитель — это не всегда плохой руководитель. Главное — быть справедливым, требовательным к себе и к подчиненным, решать проблемы, а не просто обострять отношения.
15. Конфликтный руководитель — всегда неудобный руководитель. Упрочению вашего авторитета будет способствовать умение разрешать предконфликтные и конфликтные ситуации неконфликтными способами.
Общие правила эффективной деловой коммуникации
Прося о чем-то:
· Говорите по существу
· Объясните, почему вы просите об этом
· Объясните важность/последствия невыполнения просьбы
· Будьте кратки
· Не пытайтесь хитрить
· Не сводите просьбу на личности
· Будьте готовы к отказу
Собирая информацию:
· объясните, почему она вам нужна
· не оправдывайтесь
· задавайте прямые вопросы
· слушайте
· не перебивайте
· не нужно отвечать устно на каждую реплику
Не соглашаясь:
- сначала четко выскажите положения, с которыми вы согласны
- затем четко и обосновано выскажите положения, с которыми вы не согласны
- слушайте
- покажите, что вы понимаете точку зрения собеседника
- не сводите свое несогласие на личности
- не соглашайтесь, с тем, что сказано, а не с человеком, который это высказал
- будьте готовы изменить свое мнение
- обговорите позитивное решение.
Заключение
Деловые коммуникации – это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.
Для улучшения деловой коммуникации в компании можно использовать различные методы и инструменты, такие как:
· обучение коммуникационным навыкам, ведению переговоров, управлению конфликтами, эмоциональному интеллекту и уверенному поведению
· более эффективное использование электронной почты, установление правил и регламентов
· внедрение системы управления проектами
· взращивание приверженности целям
· стимулирование открытости и взаимопонимания между коллегами
Эффективных коммуникаций вам!