Развитие промышленности
Свежий взгляд на управление процессами и достижение технологического суверенитета от Павла Воробьева – ведущего эксперта в области ТОиР и Бережливого производства Профконсалт ИСМ.
Я занимаюсь бережливым производством около 10 лет, 5 из них в направлении «Ремонт и надежность». За это время я был на многих производственных площадках и, к сожалению, на большинстве из них – никогда не слышали про бережливое производство, про работу с потерями, никогда не слышали про кубок производительности и про Алексея Капитоновича Гастева –родоначальника бережливого производства. Нужно все это развивать. Знакомить с трудами/работами. Гастев четко осознавал, что нельзя делать человека просто механическим винтиком производственного механизма. Человеку, как воздух, необходимо творчество. Элемент креатива должен быть во всем – даже в повседневной трудовой деятельности. И я придерживаюсь именно этому подходу. Нужно сделать среду вокруг человека такой, чтобы ему самому хотелось развивать/придумывать/улучшать и двигать вперед.
Менеджмент на предприятии – как он сегодня управляет процессами производства продукции?
Производственный менеджмент – это одна из разновидностей менеджмента. Для эффективного управления процессом производства требуются особые навыки и специальные знания. Например, менеджер должен заниматься планированием, уметь организовать работу и делегировать задачи, координировать и контролировать производство.
Одна из таких составных частей менеджмента промышленного производства – принятие управленческих решений. Этот процесс состоит из следующих этапов:
- выявление и диагностика проблем
- сбор информации
- определение ограничений
- поиск, оценка и выбор альтернатив
- установление обратной связи
Но нам с вами важно понимать, что в существующих реалиях нужно очень умело пользоваться ограниченными ресурсами. А науку про ограниченные ресурсы, как все мы знаем, называют экономикой. Важно держать руку на пульсе, получать качественную визуализацию в виде графиков, отчетов, таблиц.
В современных реалиях много светлых умов, больших книг и коучей именно этому учат руководителей высших звеньев:
- настраивать систему так, чтобы быстрее получать информацию
- подкреплять информацию аналитикой, цифрами и выводами подчиненных
И толк в этом действительно есть, но есть несколько нюансов.
Инструменты совершенствования производственных процессов
А) Для того, чтобы совершенствовать бизнес-процесс, нужно хорошо его знать. Для этого нужно понимать процесс изнутри или побыть в шкуре того специалиста, который этот процесс выполняет. Выход в производство, выход в Гембу (поход в место, где реализуется процесс) или просто линейный обход – очень важный инструмент руководителя. И здесь ключевую роль имеет системность этого мероприятия. Руководителю важно помимо отчетов и другой информации всё видеть своими глазами и что архи важно – общаться непосредственно с теми, кто добавляет ценности продукту на рабочих местах. Так можно узнавать проблемы из первых уст и с помощью своего мощного административного и функционального ресурса молниеносно их решать.
Б) Проблемы…они есть всегда, везде и всюду. И одна из функций руководителя – решать проблемы точечно и быстро. Если невозможно решить проблему на своем уровне, нужно быстро эскалировать проблемы на уровень выше. Я очень часто, при проведении оценки эффективности руководителей задаю вопрос: «Сколько сегодня вы решили проблем на производстве и знают ли об этом на производстве?». Угадайте ответ?! Правильно! Чаще всего он очень размыт или его нет совсем. Когда-то давно, мою команду учили открыто говорить о проблемах и конструктивно их обсуждать. Прошли годы, но сейчас все меньше и меньше руководителей могут открыто говорить о проблемах. У меня был опыт внедрения стендов эффективности, досок решения проблем и все они были направлены на одно – решение проблем. Потому что у каждого человека должна быть возможность открыто сообщить о проблеме или хотя бы написать ее в общедоступном месте.
В) Ну и царица всего– обратная связь. Она важна как от клиента, так и от смежного цеха или производства. Понятие внутренней клиентоориентированности очень дисциплинирует. Нужно понимать потребности своих коллег в производственной части, чтобы не быть как лебедь, рак, да щука. Сегодня важно получать обратную связь от клиента. Если клиент доволен и готов рекомендовать вас другим – вы в плюсе. Если нет –вы в минусе. Важно четко понимать качество этой обратной связи и принимать решения по улучшениям того, что есть здесь и сейчас.
Все сложное просто – не так ли? Выше – очень простые, но в тот же момент сложные инструменты, которые будут помогать не только совершенствовать процессы, но и системно их улучшать.
Можно добавить к ним такие инструменты как:
«Эффективные совещания»
Каждый руководитель считает свое совещание эффективным, но не каждый в конце совещания запрашивает обратную связь от присутствовавших. А кто как не «свои», смогут дать объективную оценку всему происходящему?
« Беседа по эффективности»
И – «Культурная диагностика»
Главный двигатель всех изменений –готовность персонала Вас поддержать (как руководителя конечно). Очень много руководителей говорят о совершенстве, изменениях и новых подходах, но сами они не готовы меняться и выходить из зоны комфорта. А культурная диагностика может этому поспособствовать. Мы чаще всего начинаем свои проекты именно с Культурной диагностики, т.к. это является некой лакмусовой бумажкой и подсвечивает сложности и узкие места. Данные, которые дают наблюдение, интервью и тестирование преображаются в отчет- профиль организационной культуры филиала или компании в целом.
В результате у руководства компании есть визуальное представление о:
- функционировании трудовых ресурсов
- возможности оптимизации рабочего процесса
- минимизации трудовых, финансовых, временных потерь
Перед любыми изменениями, руководителю нужно четко понимать, готов ли Ваш персонал к этим изменениям и дополнительным нагрузкам. Очень часто бывает так, что руководитель бредит полетом на Марс и покорению новых вершин с уровнем цифровизации не хуже, чем в кремниевой долине, а персонал мыло ищет перед тем как в душевую сходить. Или ищет лампочку, потому что в комнате для приема пищи нет света. После этих приключений работник приходит к Вам на собрание и слушает как Вы в космос хотите полететь.
Я всегда воспринимаю предприятие как живой организм. Для того, чтобы кровеносная система (бизнес-процессы) работали лучше/совершенствовались – не забывайте проходить осмотр – культурную диагностику. Причем делайте это системно и регулярно.
Ну и последнее – нужно работать не больше, а эффективней.
“Возникли вопросы? Вы можете получить бесплатную консультацию у наших экспертов. Свяжитесь с нами по указанным контактам в шапке страницы или заполните форму обратной связи, и мы сами с Вами свяжемся!”