Заметки о целесообразности внедрения ISO 9001 в компаниях с холдинговой структурой
Владимир Генрихович Резниченко
- Руководитель направления менеджмента качества, безопасности труда и охраны окружающей среды ООО «Профконсалт ИСМ»
- Кандидат технических наук, старший научный сотрудник
- эксперт, консультант, тренер
- ведущий аудитор аэрокосмической отрасли (Aerospace Experience Auditor)
- Разработчик методики АКП
- Создатель методологии совершенствования корпоративных систем менеджмента
- ТОиР авиационной техники
AS 9100, ISO 9001/14001/450
Недавно мы получили запрос клиента на освещение преимуществ внедрения требований ISO 9001 в компании с холдинговой структурой. Запрос этот показался нам интересным, и мы решили изложить наши суждения по этой теме в более-менее структурированном виде.
Сразу перейдем к делу и отметим, что внедрением 9001 в холдинге достигается следующее:
- Единство управления качеством в рамках холдинга посредством установления и реализации:
- политики в области качества (общие установки компании в области качества: мы работаем таким-то образом для достижения такого-то результата),
- корпоративных процедур, в том числе
- руководства по качеству (описание устройства системы управления качеством в рамках холдинга, системы процессов холдинга и (схематично) – методов управления качеством продукции и услуг),
- планирования в области качества (правила постановки целей и разработки программ и мониторинга достижения целей и выполнения программ),
- оценки и управления рисками в области качества и безопасности продукции (требование всех стандартов менеджмента ISO),
- управления документами и записями (правила создания, обновления, поддержания адекватности и актуальности документов),
- внутреннего аудит (правила проведения аудитов в холдинге и дочерних обществах),
- обращения с несоответствиями и корректирующих действий (одна из базовых процедур, без нее система толком не работает),
- управления изменениями (правила, как проводить изменения, чтобы они проходили управляемым образом и приводили к желаемому результату без побочных последствий),
Примечание. Процедуры управления несоответствующей продукцией/услугой в дочерних обществах скорее всего будут индивидуальными, привязанными к продукции/услуге и обстоятельства ведения дел каждого общества
- внедрения процессного подхода (требование ISO 9001, но при грамотном внедрении – полезная вещь), для иллюстрации представлена схематично процессная модель холдинга ТМК. https://magazine.neftegaz.ru/upload/iblock/59c/59ce2d2f0ca1e25d1f29c1daadebb2c4.pdf
- мониторинга деятельности в области качества, в том числе посредством корпоративных аудитов, в целях поддержание системы на заданном уровне результативности и непрерывного совершенствования.
- Внедренная система управления качеством – хорошая основа для внедрения других полезных стандартов менеджмента: ISO 14001, ISO 45001 и др.
- Соответствие конкурентной среде или стремление выгодно отличаться от конкурентов.
Эти суждения взяты не из книг, они почерпнуты из нашего многолетнего опыта внедрения международных стандартов менеджмента в корпоративных системах управления таких холдингов как Газпром, Новатэк, Норникель, ТМК, Полюс Золото, S7 и др.
Когда внедрение стандарта является требованием Заказчиков, партнеров или организаций, осуществляющих финансирование, у холдинговой компании просто нет выбора. Правда, есть еще возможность внедрить стандарт формально и по сходной цене приобрести в каком-то нещепетильном органе сертификат соответствия. Но мы категорически не рекомендует делать этого. Формальная система потребляет ресурсы, но при этом, не выполняет своего назначения и генерирует проблемы с заказчиками и другими заинтересованными сторонами.
В отношении же того иметь или не иметь систему управления качеством, основанную на требованиях ISO 9001, иных стандартах, внутренних требованиях холдинга или лучших практиках у холдингов также особого выбора нет. Любые компании, в том числе холдинги, существуют, пока их продукция или услуга пользуется спросом и устраивает заказчиков. Это касается и Боинга, и BHP, и парикмахерской и пивного ларька.
Необходимые условия для продуктивного внедрения системы управления качеством, основанной на требованиях международных стандартов управления:
- это нужно руководству холдинга, руководство в этом видит практическую необходимость для достижения своих целей: упрочения своего положения на рынке, отношений с ключевыми клиентами, экспансии на новые рынки, установления выгодного партнерства, привлечения финансирования, для подготовки бизнеса к продаже и т. п.
- руководство готово потратить на это ресурсы,
- в холдинге создана служба качества с соответствующим функционалом (в противном случае функцию управления качеством в холдинге просто некому будет реализовывать и все останется, как есть).
Если эти условия не соблюдены, то не стоит тратить ни время, ни ресурсы. Мотивация во внедрении 9001 в холдинге – за пределами компетенции консультантов, они могут только помочь в практической реализации решения, которое должно быть принято высшими руководителями.
Эти соображения общего характера о целесообразности внедрения стандартов менеджмента в холдинге. Посредством диагностического аудита можно выявить конкретные области деятельности, требующие совершенствования, и тогда можно будет дополнить общие соображения конкретными рекомендациями по совершенствованию деятельности. Как правило, результаты получаются весьма интересными.
“Возникли вопросы? Вы можете получить бесплатную консультацию у наших экспертов. Свяжитесь с нами по указанным контактам в шапке страницы или заполните форму обратной связи, и мы сами с Вами свяжемся!”